Структура русской православной церкви


Православная церковная иерархия — В настоящее время иерархия — разделенное на три степени «чина» «сословие» священнослужителей духовенства и в широком смысле соответствует понятию клира. Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей: Иерархические степени Белое духовенство женатое или в целибате Черное духовенство монашествующее III Епископат архиерейство патриарх митрополит архиепископ епископ II Пресвитерство иерейство протопресвитер протоиерей иерей пресвитер, священник архимандрит игумен иеромонах I Дьяконат протодьякон дьякон архидьякон иеродьякон Низшие клирики причетники пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и. Православные, католики, а также представители древних восточных «дохалкидонских» Церквей Армянская, Коптская, Эфиопская и др. Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной! Таким образом, «апостольское преемство» — это конкретное «материальное» преемство епископского рукоположения. Поэтому носителями и хранителями внутренней «апостольской благодати» и внешней иерархической власти в Церкви являются епископы архиереи. Протестантские исповедания и секты, а также наши старообрядцы-беспоповцы, исходя из данного критерия, не имеют иерархии, т. Особый вопрос — о законности англиканской иерархии, давно дискутируемый богословами. Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении хиротонии в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. Глава поместной Православной Церкви, автономной или автокефальной, — архиепископ, митрополит или патриарх, — только «первый среди равных» внутри епископата своей Церкви. Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени рукополагать представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя другими епископами по определению главы Церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства священник имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии даже во чтеца. Его полная зависимость от архиерея, бывшего в Древней Церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира заменяющего собой возложение рук епископа на главу человекаа евхаристию — только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, — только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное домашнее молитвенное правило и богослужения суточного цикла Часы совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв. Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу «по благодати», дающей им право на строго определенный круг богослужебных полномочий и действий в этом аспекте только что рукоположенный деревенский священник ничем не отличается от заслуженного протопресвитера — настоятеля главного приходского храма Русской Церкви. Различие — только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства дьякона — в протодьякона, иеромонаха — в игумена и т. Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения набедренником, палицей, митройчто символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение хиротония в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия. История развития иерархии в древнейший период христианства до конца не выяснена, бесспорно лишь твердое становление современных трех степеней священства к III. Гораздо дольше происходило формирование современного порядка «чинов» рангов, или градаций внутри каждой из трех степеней иерархии. Смысл их изначальных названий, отражающий конкретную деятельность, при этом существенно менялся. В настоящее время термин «игумен» указывает только на представителя второго ранга второй степени священства. При этом он может быть настоятелем монастыря, приходского храма или рядовым священником этого храмано также просто штатным сотрудником духовного учебного заведения либо хозяйственного или иного отдела Московской патриархии, чьи должностные обязанности не имеют прямого отношения к его священному сану. Поэтому в данном случае возведение в очередной сан ранг — просто повышение в звании, должностная награда «за выслугу лет», к юбилею или по иному поводу аналогично присвоению очередной воинской степени не за участие в военных походах или маневрах. Последние представляют собой типологически наиболее близкую священной иерархии также трехстепенную структуру рядовой состав — офицерство — генералитет. Церковный строй в первые века христианства. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; МирковичаЛ. Введение в современное православное богословие. London — New York, 1993 Chap. В Новом Завете — именование Иисуса Христане принадлежавшего к Ааронову священству см. В современной православной греко-славянской традиции — родовое название всех представителей высшей степени иерархии, или «епископата» т. Епископат, Духовенство, Иерархия, Клир. ДИАКОН ДЬЯКОН, ДИАКОН греч. Первое упоминание о Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия Церковная традиция, генетически возводящая современный дьяконат к «семи мужам» книги Деяний Апостольских 6:2-6, — совсем не названных здесь Д.! В настоящее время Писания «благовествовании»возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Чисто вспомогательная богослужебная функция По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время. Он лишь «служитель слуга при священнодействии» или «левит». Священник может обходиться совсем без Внебогослужебная одежда, как и у священника, —подрясник и ряса но без креста поверх рясы, носимого последним. Официальное обращение к Обращение «Ваше преподобие» может считаться правомочным лишь по отношению к монашествующему Бытовое обращение — «отец » или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству. », без уточнения «просто» Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве монашествующий Он имеет те же облачения, что и Представитель второго и последнего ранга дьяконата среди белого духовенства — «протодьякон» «первый »исторически — старший в богослужебном аспекте среди нескольких Его отличает «двойной орарь» и камилавка фиолетового цвета дается в качестве награды. Наградой в настоящее время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди нескольких иеродьяконов в монастыре называется «архидьякон» «старший Постоянно служащий с архиереем иеродьякон, также обычно возводится в сан архидьякона. Как и протодьякон, он имеет двойной орарь и камилавку последняя — черного цвета ; внебогослужебные одежды — те же, что и у иеродьякона. В древности существовал институт дьяконисс «служительниц»чьи обязанности состояли главным образом в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении священникам при их крещении «для благоприличия». Но, согласно византийской традиции, дьякониссы получали особое рукоположение аналогичное дьяконскому и участвовали в причащении женщин; при этом они имели право входить в алтарь и брать св. Возрождение института дьяконисс в западном христианстве наблюдается с 19. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Вопрос о возрождении этого института обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917-18 гг. Церковный строй в первые века христианства. Диакониссы в Православной Церкви. ДИАКОНАТ ДЬЯКОНАТ ДИАКОНАТ — низшая степень церковной православной иерархии, включающая в себя 1 дьякона и протодьякона представителей «белого духовенства» и 2 иеродьякона и архидьякона представителей «черного духовенства». ЕПИСКОПАТ ЕПИСКОПАТ — собирательное название высшей третьей степени священства православной церковной иерархии. Его отличительная внебогослужебная одежда — ряса. Обращение — Ваше преосвященство. Особая разновидность — т. Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один в Архиепископ «старший епископ» — представитель второго ранга Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие-либо заслуги либо по истечении определенного времени в качестве награды. От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке над лбом. Обращение — Ваше Высокопреосвященство. Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата Русской Церковью до 1589 г. Сан митрополита в настоящее время даруется архиерею либо в качестве награды после сана архиепископалибо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии Отличительная особенность — белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение — Ваше Высокопреосвященство. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий некоторые превратились позднее в патриархатыа также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700 г. Адриана, местоблюстителю патриаршего престола. Экзархом именовался и глава Грузинской церкви с 1811 г. В 60-е — 80-е гг. Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул «Патриарший Экзарх Украины». В настоящее время титул экзарха носит только митрополит Минский «Патриарший Экзарх всея Беларуси». «родоначальник» — представитель высшего административного ранга Характерная отличительная особенность — белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви — «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение — Ваше Святейшество. В русской традиции языческие священники именуются «жрецами». В узком смысле, в православной богослужебной терминологии, Синонимы: священник, пресвитер, поп устар. ИПОДИАКОН ИПОДЬЯКОН, ИПОДИАКОН от греч. При посвящении во Традиционно в обязанности Появление иподьяконата как особого института относят к 1-й половине 3. В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею. Они сопровождают его во время обязательных поездок по храмам епархии, прислуживают во время богослужения — облачают его перед началом службы, подают воду для омовения рук, участвуют в специфических церемониях и действах, отсутствующих при обычном богослужении, — а также выполняют различные внехрамовые поручения. Архиерей сам постригает своих В этом прослеживается важное преемство: многие современные иерархи прошли через «иподьяконские школы» видных архиереев старшего поколения иногда еще дореволюционной хиротонииунаследовав их богатую литургическую культуру, систему церковно-богословских взглядов и манеру общения. Церковный строй в первые века христианства. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, Литургии и о всех службах и утварях церковных. По отношению к храмовому церковному служению люди делятся на следующие категории. В Ветхом Завете: 1 «клир» первосвященники, священники и «левиты» низшие служители и 2 народ. Принцип иерархии здесь — «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» племени Ле»вия: первосвященники — прямые представители рода Аарона; священники — представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты — представители других родов того же колена. «Народ» — представители всех остальных колен Израилевых а также принявшие религию Моисея не израильтяне. В Новом Завете: 1 «клир» священно— и церковнослужители и 2 народ. Священно— и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определенным каноническим нормам. Допускается участие женщин вспомогательные должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др. «Народ» миряне — все остальные христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на 1 мирян и 2 монахов при возникновении этого института. Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение принятие священного сана считалось несовместимым с монашеским идеалом. Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занимать высшие церковные должности. Так, в самом широком значении в понятие Напротив, в узком значении, также зафиксированном в первые века христианства, В Древнерусской Церкви клир — совокупность алтарных и внеалтарных служителей, за исключением архиерея. Полемика по вопросу о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения. МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ — человек, временно исполняющий обязанности государственного или церковного деятеля высокого ранга синонимы: наместник, экзарх, викарий. В русской церковной традиции так именуется только «М. Наиболее известны в этом качестве митр. Петp Полянский и митр. Сеpгий Стpагоpодскийставший патриархом Московским и всея Руси в 1943 г. ПАТРИАРХ ПАТРИАРХ ПАТРИАРХИ греч. Все они жили до Моисеева закона см. Ветхий Завет и потому являлись исключительными хранителями истинной религии. Из них выделяются Енох, живший «всего» 365 лет, «потому что Бог взял его»и его сын Мафусал, напротив, живший долее других, 969 лет, и умерший, согласно иудейскому преданию, в год потопа отсюда выражение «мафусалов, или мафусаилов, возраст». Вторая категория библейских Первое место принадлежало римскому епископу, за ним следовали епископы константинопольский, александрийский, антиохийский иерусалимский. На Руси патриаршество как форма правления Церковью было установлено в 1589г. Позднее русский патриарх был утвержден восточными патриархами пятым по старшинству после иерусалимского. Первый период патриаршества продолжался 111 лет и фактически закончился со смертью десятого по счету патриарха Адриана 1700 г. С 1700 по 1721г. Церковью управлял митрополит рязанский Стефан Яворский с титулом «местоблюститель патриаршего престола». Второй патриарший период, начавшийся с восстановления патриаршества в 1917 г. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский Турцияалександрийский Египетантиохийский Сирияиерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. Кроме того, титул Со времени Крестовых походов на христианском востоке существуют т. «латинские патриархи», находящиеся в каноническом подчинении Римской Церкви. Этот же титул, виде почетного отличия, имеют и некоторые западные католические епископы венецианский, лиссабонский. ПОНОМАРЬ ПОНОМАРЬ или « парамонарь «, — греч. В латинском переводе церковных правил — «мансионарий» mansionariusпривратник в храме. Возможно, в древности византийский Согласно «Учительному известию» славянского Служебника называющего «служителем алтаря»его обязанности состоят в том, чтобы «…вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины» Служебник. Cеверные левые двери иконостаса, ведущие в ту часть алтаря, где находятся указанные пономарские принадлежности и которыми преимущественно пользуются В настоящее время в Православной Церкви особой должности Отсюда выражение «читать как пономарь» именование помещения сторожа при храме — «пономарка». Синонимы: священник, иерей, поп устар. ПРЕСВИТЕРСТВО ПРЕСВИТЕРСТВО иерейство, священство — общее родовое наименование представителей второй степени православной иерархии см. В широком смысле — совокупность как священнослужителей, или клириков см. К последним относятся псаломщик чтецпономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. Приходу с населением до 700 душ муж. На учреждение нового Иерей, Пресвитер, Иерархия, Клир, Хиротония ХИРОТЕСИЯ — см. Хиротония ХИРОТОНИЯ ХИРОТОНИЯ — внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент — действие возложения рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника. Греческий Евхологий каждое поставление возведение в сан — от чтеца до епископа см. Иерархия — называет В русском Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без перевода греч. Поставление 1 епископа: рукоположение и На практике говорится обычно о «хиротонии» епископа и «рукоположении» священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. Хиротесия же не является «рукоположением» в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека причетника, — см. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы «Божественная благодать…» Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом, напоминанием о его месте в древнецерковной иерархии. В древних византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин Печатные книги его уже не содержат. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей, т. Eucologion sive Rituale Graecorum. Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени — собственно священнические и низшие «причетнические», имеются также другие, указывающие на возведение в различные «чины церковные» ранги, «должности» внутри одной степени священства. «Произведение во архидиакона, …игумена, …архимандрита»; «Последование во еже сотворити протопресвитера»; «Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита». Киев, 1904; Неселовский Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. N 41; и лит. ПРИЛОЖЕНИЕ ИНОК ИНОК — древнерус. Происхождение названия объясняется двояко. «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» «Пандекты» Никона Черногорца, 36. Другое толкование выводит название В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного греч. «носящего рясу» послушника, — до пострижения его в «малую схиму» обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени. Иночество в старом значении — монашество, черничество. Иночествовать — вести монашескую жизнь. МИРЯНИН МИРЯНИН — тот, кто живет в миру, светский «мирской» человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи если они содержатся в богослужебном тексте. В случае крайней необходимости при отсутствии священнослужителя и смертельной опасностиМ. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. В древней и средневековой Руси Служение мирян в Церкви. N 4:1; Минней Статья была опубликована в Российском Гуманитарном энциклопедическом словаре СПб. Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Смотри также